Другие записи

Потренируем уши! Анализ коммерческих треков от английского звукорежиссера Майка Сеньора.

Анализ коммерческих треков от английского звукорежиссера Майка Сеньора, работавшего с такими исполнителями: The Charlatans, Daft Punk, Therapy, Nigel Kennedy, автора статей в самом известном звукорежиссерском журнале «Sound On Sound», а также автора популярных книг: «Mixing Secrets For The Small Studio» и «Recording Secrets For The Small Studio».

«ONE DANCE»
DRAKE FEAT. WIZKID & KYLA

Первое, на что я обратил внимание в этом треке, была сильная мононесовместимость левого и правого каналов фортепиано. Side составляющая стереодорожки звучит ярче с большим «презенсом», нежели Mid. Но когда в основном ритмическом рисунке появилась едва уловимая партия тамбурина (шейкера), трек сразу зазвучал по-другому. Может показаться банальным, но если вы сравните вступление с тамбурином (0:07) и отрывок без него (2:12), то станет очевидно, что он добавляет «жизни» в основную партию. Это прекрасный пример основ аранжировки – «грув заключается в пространстве между долями».

Трек позволяет провести прекрасный анализ нижнего частотного диапазона. Например, две главные составляющие бас-бочки можно прослушать по отдельности на 2:11 и 2:48 мин. Первый слой – мощный с яркой четкой атакой будет интересен всем кто увлекается различными жанрами электронной музыки – прекрасный пример того, когда атака (в районе «нижней середины») инструмента дополняется низкочастотным щелчком («кликом»). Сегодня это довольно популярный метод добавления «читаемости» инструменту. Мне также понравилась небольшая сатурация («низкочастотное мурлыканье») на другом слое.

Если удалить бас-бочку из трека с помощью инвертирования фазы (для этой цели хорошо подойдет отрывок из четырех долей на 0:54 мин.), то станет слышно, что для баса (с 1:34 мин.) использовался синтезированный звук, который основывается в первую очередь на чётных гармониках. Это не обычная гармоническая структура, которую можно встретить в стандартных настройках синтезатора. Тем не менее, её не так сложно создать: вы можете скорректировать синусоидальную волну, используя, к примеру, плагин GRect от GVST (регуляторы dry в 0 дБ, а wet -6 дБ), либо дублировать пилообразную волну, добавив к ней синусоидальную суб-басовую, звучащую на октаву ниже. Что интересно, в тембре баса ощущается некая «пустота», которая напоминает квадратную волну (квадратная волна, наоборот, включает только нечётные гармоники), но вместе с чётной второй гармоникой создает более плотный бас. Вот почему именно такой звук синтезатора был выбран для этой аранжировки. Он создаёт хорошую низкочастотную основу для бочки, но при этом, оставляет место для основной фундаментальной частоты баса. В таком контексте вторая гармоника помогает басовой партии стать более устойчивой в общем тональном балансе.

«HANGIN AROUND»
THE STEELDRIVERS

Я, конечно, не деревенский парень, но обнаружил, что всё чаще и чаще обращаюсь к записям в стиле блюграсс. С точки зрения профессионализма музыкантов и звукорежиссеров – это достойные работы. Ярким примером является трек группы The Steeldrivers, получившей в этом году «Грэмми» за лучший блюграсс-альбом.

На прекрасный расслабляющий ритмический рисунок баса и акустической гитары, филигранно накладываются банджо и мандолина, в это же время их гармонично дополняет широкий фиддл. Но больше всего, конечно, меня впечатляет сладкозвучное вокальное исполнение. Тембры певцов за годы совместного творчества естественным образом стали дополнять друг друга. Обратите внимание, диапазон «деревенской гнусавости» – 3,5 кГц – особенно усиливается в ведущей партии вокала Гэри Николса на словах «where everything is going» (0:26 мин.). Он же спел дабл-треки, поэтому они ещё больше подчеркивают эту частотную область. Но другие голоса имеют меньше энергии в этом диапазоне, и заполняют частотные области вокруг главной партии, создавая тем самым плотную вокальную текстуру. Что впечатляет еще больше так это то, что каждая вокальная партия имеет множество мелких нюансов, но при этом микс не кажется кашеобразным. Любой вокалист, я думаю, может поучиться на этом примере.

Если вы видели эту группу вживую, то должно быть помните, что банджо и мандолина располагаются по левой стороне сцены (если смотреть со стороны слушателя), а контрабас, фиддл и ведущий вокал с правой стороны. Однако продюсеры альбома благоразумно отказались от такой рассадки в стереокартинке записи, и выбрали более благоприятное с точки зрения музыки расположение. Акустическая гитара и контрабас (который также выполняет функцию перкуссии) располагаются в центре, создавая гармоническую и ритмическую основу, там же располагается ведущий вокал, выполняющий основную смысловую роль. Интересно, что гармонические партии бэк-вокала не растянуты по всей стереопанораме, как это принято в других жанрах. Независимо от того является ли это лишь следствием возможной записи одним микрофоном (как они обычно выступают вживую), я думаю что это вполне оправдано поскольку объединяет и «склеивает» голоса.

Само собой разумеется, что банджо и мандолину расположили в противоположных частях панорамы, устранив возможные частотные конфликты между ними и распределив одну ритмическую партию равномерно по всей ширине. А как насчет того что скрипка располагается справа? Конечно это решение индивидуальное, но в данном случае я согласен с выбором. В первую очередь риск, что инструмент заставит всю стереокартину звучать однобоко, уменьшается благодаря некоторой стереофоничности фиддла. Мне кажется, было бы больше проблем, если бы это был точечный источник. И расположение с правой стороны кажется более приемлемым. Фиддл компенсирует банджо, которое больше привлекает внимание, чем мандолина.

«WORK FROM HOME»
FIFTH HARMONY

Есть несколько деталей в саунд-дизайне этого трека, которые интересно оценить. Во-первых, длинная реверберация (или, возможно, это просто pad, звучащий как реверберация), которая вместе с шумом и треском виниловой пластинки создает хорошую общую атмосферу и «склеивает» аранжировку. Иначе она звучала бы крайне скудно. Этот прием особенно полезен для электронной музыки, где все партии звучат очень близко, на первом плане, и в них нет «склеивающей» естественной живой акустики (записанной атмосферы комнаты или проникновений между микрофонами). И, во-вторых, есть интригующие звуки, похожие на визги или завывания больной собаки (1:16-1:31). Возможно это скрытый маркетинговый ход, направленный на домашних животных…?

КЛАССИЧЕСКИЙ ТРЕК «SEXY MF» (1992)
PRINCE & THE NEW POWER GENERATION

Это один из лучших танцевальных треков, который меня действительно впечатляет. Грув очень плотный, но без «новомодностей», и мне нравится, что бочка и бас не звучат агрессивно, тем не менее, пробиваются сквозь микс как независимые ясно звучащие элементы. Конечно, это усложненное взаимодействие (например, дополнительное сочетание с медными инструментами на 0:42 мин.) может сделано специально. Когда вы слушаете оба инструмента вместе, трудно определить причины этой ясности, поэтому очень удобно, выбрать небольшой участок, где бас отсутствует (3:00), открывая сделанную со вкусом бас-бочку. Басовая линия, со своей стороны, не звучит агрессивно в среднем диапазоне частот, что часто встречается в жанре фанк, а звучит более гладко и тихо, но с хорошо представленной «серединой». Хотя это и не сразу заметно, но бас поддерживает ощущение «тепла» в миксе, в то же время, оставаясь «читаемым» на маленьких колонках. Иными словами, независимо от того, насколько ограничен диапазон частот колонок потребителя, басовой линии всегда удается сохранить свое присутствие в миксе.

Другой эффектный приём в этом треке – это контраст в ширине стереобазы. Он сделан в основном ритмическом рисунке между широко звучащими медными, малым барабаном и всеми остальными инструментами, расположенными в центре, включая бас-бочку, бас, ритм-гитары и вокал. Это создаёт ритмичное пульсирование стереокартинки (как правило, на первую и четвертую восьмую ноту такта), и вносит огромный вклад во внутреннее движение. Послушайте момент, когда играет баритон-саксофон (1:38 мин.), а также сухая соло гитара (3:00 мин.), которая имеет очень «закрытый» тембр, учитывая ведущую роль инструмента в этом месте.

Оригинал статьи: Журнал «Sound On Sound» август 2016,
Перевод: Карина Аветян (Resonant Arts).

 

Тэги: звукозапись

1 час записи в студии бесплатно!

* Необходимо ваше согласие на обработку данных

или позвоните по телефону:

+7 (499) 450-65-22

WhatsApp Telegram