Как не расстроиться после получения материала, расскажем ниже.
Рассказываем, где, как и на чём слушать сведённую песню. И главное – как этого делать не нужно.
Терминология
Для начала объясним, что такое «пост-обработка»: это сведение, мастеринг, тюнинг вокала, редакция записанного материала и саунд-дизайн.
Из чего состоит цена пост-обработки песни
Опыт и портфолио
Чем меньше опыта у звукорежиссёра, тем дешевле будут стоить его услуги. Это не означает, что сведение будет низкого качества – некоторые самородки с первого раза способны сделать добротную работу.
Тут вопрос: сколько времени и сил уйдёт на это, и не будете ли вы исправлять его работу и направлять в нужную сторону.
Диплом профильного ВУЗа или курсы для звукорежиссёров не гарантируют качество материала.
Опытный звукорежиссёр знает, как потратить меньше времени в работе, а результата получить больше. Помимо знания оборудования, опытный звукорежиссёр ещё и психолог – понимает, как нужно помочь артисту в песне. Посещение или покупка профильных мастер-классов, работа с чужими мультитреками, знание работы всевозможных плагинов и внушительное портфолио – всё это влияет на гонорар звукорежиссёра.
Чем больше опыта, тем выше гонорар, но и результат на выходе должен быть соответствующий. Обращайте внимание на эти пункты, не стесняйтесь спрашивать звукорежиссёра о его повышении квалификации, примеры работ.
Оборудование, ПО и плагины
Для пост-обработки нужен компьютер, DAW-программы и набор плагинов. Уточните у звукорежиссёра на счёт лицензионного ПО в студии. Нелицензионное ПО приводит к экстренному завершению работы секвенсора. Как следствие – к сбросу всех настроек плагинов, используемых в сессии – вся проделанная работа над треком может быть проделана зря. Вот так выглядит список оборудования, лицензионного ПО и плагинов в профессиональной студии звукозаписи.Контрольная комната
В профессиональной студии будет Контрольная комната – правильно спроектированная с точки зрения акустики и расположения ловушек.
Наличие «поролоновых треугольников» в комнате не гарантирует уровень качества материала на выходе и не даёт студии статус «профессиональной».
Что влияет на качество прослушивания готового трека
Качество динамиков
Однажды наш постоянный клиент пожаловался на ужасное качество мастеринга. После многочасового консилиума выяснилось, что его чудесные Air Pods были слишком «севшими», из-за чего было плохое звучание.
Слушайте полученный материал на профессиональных мониторах или в профессиональных наушниках. Не доверяйте старым наушникам, бытовым и переносным колонкам.
С таким же успехом можно оценивать качество сведения песни, слушая её через утюг. Наушники хранятся в сумках, столах и часто бывают на улице. Микрозагрязнение динамиков из-за их эксплуатации – не миф, а реальность. Наушники часто включают в телефон и резко вытаскивают –вход телефона и сам «джек» наушников также подвержены микро деформации. Всё это влияет на качество передачи звука.
– но другие-то песни я слушаю на этих наушниках / колонках, и всё хорошо слышно. – конечно. Но к звучанию «других песен» вы уже привыкли, а к свежему сведению или мастерингу своей новой песни – нет. К тому же, к своему творчеству вы будете максимально придирчивы и субъективны – и это нормально.
Уровень шума вокруг
Не оценивайте качество сведения или мастеринга в шумных местах: метро, оживлённая улица, в машине с открытым окном и т.д. В тихой обстановке больше шансов услышать детали песни.
Дайте ушам отдохнуть
Не торопитесь слушать сведённую песню, если вернулись с работы или с оживлённой улицы – пусть в ушах перестанет гудеть голос коллег, клаксоны автомобилей и дорожный гидромолот. Через час-два уши будут готовы к честному прослушиванию материала.
Советы «профессиональных помощников»
Слушайте песню без сторонних советчиков и «меломанов со стажем». Песня – ваша, ТЗ на сведение и мастеринг давали вы – вам и принимать решение.
Сторонние слушатели не знают деталей работы и не слушают референсы (примеры), указанные в ТЗ на пост-обработку.
Советчик может быть глухим на одно ухо, а вы даже не будете знать об этом, или просто захочет высказаться, чтобы почувствовать себя важным. Как бы то ни было, совет непросвещённого человека принесёт много вреда вам и вашей песне.
Если не разбираетесь в нюансах звукозаписи – доверьтесь профессионалам.
Как определить «советчика», которого не стоит слушать: – как-то так себе звучание. Я тут смотрел на Youtube один видеоурок по сведению, так вот там….
Настроение
Не оценивайте пост-обработку собственной песни в дурном настроении или в "изменённом" состоянии (алкоголь, психотропные вещества и прочее) – велик риск забраковать сведение даже от обладателя Грэмми.
Ненавидите утром весь мир? – отложите прослушивание до обеда или вечера. Кроме шуток – настроение сильно влияет на восприятие материала.
Качество записи
Учитывайте условия записи: правильно ли заглушена вокальная комната? Подобрал ли звукорежиссёр микрофон под Ваш голос?
Запись вокала на диктофон или в незаглушенной комнате создаст проблемы при пост-обработке, решить которые будет сложно.
Помните: важнейший этап в звукозаписи – сам процесс записи, а пост-обработка песни – всего лишь косметика.
Качество аранжировки (минусовки)
Не обвиняйте студию в некачественном сведении, если принесли минусовку в формате mp3 или с midi-звучанием –пост-обработка не поможет.Работать с таким материалом уважающий себя звукорежиссёр или студия откажутся и порекомендуют принести мультитрек.
Если студия или звукорежиссёр взялись за такую работу, считайте, что вы попали к шарлатанам.
Вокальные данные
Не полагайтесь на тюнинг вокала и пост-обработку, если вокальные данные на уровне певца-любителя. Для хорошего исполнения песни наймите педагога по вокалу.
Звукорежиссёр или студия рекомендуют тренировать вокал по двум причинам:
1. Опытный звукорежиссёр заранее понимает трудности при сведении и мастеринге, если вокал не дотягивает до нужного диапазона.
2. Купить аранжировку даже у Dr.Dre – не панацея для песни, если слабый голос.
– конечно, студия будет рекомендовать педагога по вокалу – это же доп. заработок! – можно и без педагога, без проблем. Продолжайте платить деньги за бесконечные часы перезаписи вокала, чтобы, в итоге, отказаться от затеи записать песню. В порядочной студии педагог по вокалу заинтересован как можно быстрее научить правильно петь, а не кататься к ученику на протяжении 17 лет.
Где послушать готовую песню
В Resonant Arts для этого есть специальная контрольная комната, где звукорежиссёр делает пост-обработку. Комната идеально заглушена с точки зрения акустики помещения.
В Контрольной стоят профессиональные студийные мониторы, ловушки и другое необходимое оборудование, включая ПО и плагины. В этой же комнате артист может присутствовать при сведении или мастеринге.
C 2012 года Resonant Arts использует профессиональные мониторы APS Klasik 2020, Yamaha NS-10M studio.
На этих мониторах обрабатываются проекты Resonant Arts, в том числе сведение и мастеринг песен live-выступлений мировых звёзд: Dua Lipa и Anderson .Paak.
Shit-контроль
После сведения и мастеринга, в Resonant Arts происходит т.н. «shit-контроль» – обработанная песня прослушивается на основных бытовых устройствах, через которые исполнитель и будет её оценивать: в компьютерных колонках, динамиках ноутбука, бытовых колонках, через динамик телефона, наушники и в машине.
Только после этого алгоритма готовая песня высылается артисту.
Напоследок:
Послушайте примеры работ студии/звукорежиссёра, прежде чем доверять работу над своим материалом. Если вы чувствуете, что в этом месте вас поймут правильно, доверяйте на 100%.
Вы платите за работу звукорежиссёра, а не за гарантию того, что вам понравится. Песня, как и видеоролик – штука очень субъективная. Слишком много факторов влияет на то, понравится вам результат или нет. Как бы то ни было, пост-обработка – совместная работа артиста и звукорежиссёра: вы знаете, какой звук вам нужен (или точно не нужен), а звукорежиссёр должен уловить ваши пожелания. Не стесняйтесь давать максимально точное и понятное ТЗ.