Это художественный руководитель, арт-директор, психолог, меломан, советник, консультант, скульптор, способный сделать статую из неотёсонного камня.
Он отвечает за всё звучание песни. Иногда его мнение важнее мнения артиста.
фрагмент фильма «Переступить черту»
В этой статье мы покажем несколько ярких примеров звучания песен Radiohead, Nine Inch Nails и Johnny Cash, чтобы уловить разницу звучания: где участвовал саунд-продюсер, а где его не было.
А также расскажем, как выбрать музыкального продюсера и почему у нас немножко не так всё устроено.
Термин «продюсер» в России ошибочно применяют к генеральному менеджеру/директору артиста. Менеджер, как правило, не может лезть к артисту со своими советами как сделать песню.
Его задача - администрировать жизнь группы (например: Юрий Айзеншпис и группа Кино).
А саунд-продюсер может лезть даже в тексты, потому участвует в создании песни наравне с музыкантами и звукорежиссёрами.
Особая ценность его в том, что он – объективен (в отличие от музыкантов, написавших музыкальную гармонию и текст) и не боится экспериментировать в стиле
«давайте подвесим Джона Леннона на трос, и пустим вокруг стойки с микрофонами, чтобы звук получился особенно протяжным» (это реальная история).
Саунд-продюсер со стороны наблюдает за процессом создания песни, чтобы в нужный момент включиться в процесс.
Он может безошибочно спрогнозировать будущий хит или сделать хит из весьма посредственной песни.
Кстати, иногда роль саунд-продюсера выполняет звукорежиссёр или композитор (например: музыкальный продюсер Максим Фадеев и его проект «Линда»).
Иногда для одной песни могут работать до 15 саунд-продюсеров, но это только на Западе, т.к. там люди понимают, что на выходе хотят получить «вечный хит», приносящий популярность и деньги, а не песню-жвачку для олигофренов в стиле «фая-фая, нет вай-фая».
Для примера: вот, сколько людей работало над аранжировкой легендарной песни Jay-Z – 99 problems:
В киноиндустрии и рекламе тоже есть продюсеры, но это совершенно другие функции и не для этой статьи.
К примерам
В июне этого года группа Radiohead опубликовала демо-записи своих песен с репетиций. По сути – это первоначальное звучание, каким его задумывали музыканты.
При этом, несколько участников группы сами являются музыкальными продюсерами и композиторами для сторонних проектов, но когда речь идёт о своей музыке, сложно быть объективным, поэтому даже самым опытным музыкантам нужна помощь хорошего саунд-продюсера.
“Хороший” – не означает известность человека в мире шоу-бизнеса. В данном контексте это человек, который разделяет ваши вкусы и жанр. И здесь важно понимать: музыканты уже с мировым именем дают право чужому, по сути, человеку вмешиваться в божий промысел и вдохновение артиста.
Представьте, что на ваших глазах доктор всячески лапает вашу вторую половинку. Примерно те же эмоции испытывает творческий человек, когда кто-то вмешивается в его творение, в котором он уверен на все 100.
Но в США такие правила шоу-бизнеса и, как мы видим, правила эти прекрасно работают.
Саунд-продюсирование Radiohead
Послушайте несколько вариантов звучания одной и той же песни, сделанные без участия саунд-продюсера.
Exit music
демки
01 - Exit Music (Thom Solo Acoustic, Early Lyrics)
02 - Exit Music Life in a Glasshouse (Thom Solo)
03 - Exit Music (Alt. Lyrics with Harmonies)
04 - Exit Music (solo Thom, alternate arrangement rhythm and lyrics)
И финальный студийный вариант с участием музыкального продюсера группы:
Karma Police
демки
01 - Karma Police (Thom solo Acoustic, Alt. Lyrics, Different Key)
02 - Karma Police 9-2 (Early Rehearsal, Alt. Lyrics, Distorted Bass)
03 - Karma Police 9-1 (Early Rehearsal, Alt. Lyrics)
04 - Karma Police (Early Rehearsal, Electric Guitar, Alt. Lyrics)
финальный студийный вариант
Paranoid Android
демки
01 - Paranoid Android (Early Rehearsal, Instrumental Fragment)
02 - Paranoid Android (Soundcheck with Thom direction)
03 - Paranoid Android (Early Rehearsal, 'Rain down' section)
04 - Paranoid Android (Early Rehearsal)
финальный студийный вариант
The National Anthem
демка:
The National Anthem (OKNOTOK Demo, aka 'Everyone')
финальный студийный вариант
Nine Inch Nails и Johnny Cash
Ещё один пример контрастности работы саунд-продюсера – песня «Hurt» группы Nine Inch Nails (NIN)
Оригинальная версия песни, прямо скажем, звучит странно, если не сказать плохо.
Безусловно, текст очень сильный и эмоциональный, но для слуха важен не только текст, но и вокал, музыкальная гармония и аранжировка.
В оригинальной версии эти три компонента не дают ощущения хорошей песни.
Для большинства людей ключевой показатель хороший песни прост: «какие приятные звуки – хочу дослушать песню до конца».
В принципе, Radiohead работают именно по такому принципу.
Поэтому группа имеет многолетний успех, и будет иметь его много лет после завершения своего существования.
Но в случае с оригиналом песни Hurt вряд ли много людей захотят слушать её до конца, да ещё и на повторе.
И вот в этой самой песне с ужасным вокалом и со странной аранжировкой, увидел потенциальный успех мистер Рубин.
Rick Rubin
Рик Рубин – культовый американский саунд-продюсер.
Этот дядя, больше похож на племянника Салтыкова-Щедрина, умудрялся делать хиты для Slipknot, Melanie C, System of a Down, Eminem и Ed Sheeran. В списке его работ много известных песен, о них написано в конце статьи.
В начале 2000-х он сделал 6 альбомов-каверов для легенды кантри – Johnny Cash.
Одним из кавером стала песня Hurt
Рекомендуем почитать историю написания этой песни и съёмки клипа и посмотреть биографический фильм про Джонни Кэша «Переступить черту».
Тот самый случай, когда тебя по-настоящему покорила песня, и тот самый случай, когда человек смог разглядеть в чужом музыкальном материале то, что принесёт успех.
На Википедии можно почитать внушительный список работ Рика Рубина.
Резюмируем
Саунд-продюсер помогает создать и упаковать музыкальный материал: работает с артистом, помогает ему поймать настроение песни, заряжает группу на работу, убирает ненужное, находит подходящие звуки, экспериментирует с вокалом и музыкальными инструментами, подбирает сессионных музыкантов.
Хороший саунд-продюсер не угождает инвестору или музыканту. Его задача – сделать песню или альбом хитовым, потому что в шоу-бизнесе музыка – это актив, который должен приносить деньги всем участникам проекта.
Именно поэтому важно найти своего саунд-продюсера, наладить с ним контакт, и если уже приглашать его в проект с конкретной целью – сделать коммерчески успешный альбом / песню – следует довериться ему на 100%, и не мешать работать (читай: не сбивать его вдохновение своими комментариями и видением).
Есть такая легенда: в середине 90-х годов Стинг отдал свой альбом на сведение и мастеринг команде звукорежиссёров.
Когда пост-обработка была закончена, Стингу решительно не понравился результат.
Хотя саунд-продюсер настаивал на том, что ничего менять не нужно, потому что всё звучит отлично, Стинг был непреклонным. Тогда саунд-продюсер вместе со звукорежиссёром сохранили свои настройки, и пересвели так, как хотел Стинг.
Как только артист утвердил “Стинговоское сведение”, материал отправили на мастеринг (финальная стадия пост-обработки песни).
Только звукорежиссёр в итоге отправил свою первоначальную версию, в которой был уверен он и саунд-продюсер.
Как результат: альбом занял первые места в хит-парадах, получил Грэмми, в том числе за лучшую звукорежиссуру и саунд-продюсирование года.
Такие дела.
Субъективные выводы
Многие наши друзья и коллеги из музыкального бизнеса (артисты, продюсеры, педагоги по вокалу, звукорежиссёры и т.п.) считают, что музыкальный рынок России очень молодой, потому и столь неуспешный на мировой арене, а вот в Америке индустрия сформировалась много лет назад, там всё здорово и классно, потому что не было «совка».
И что в отсутствии хороших российских продюсеров и проектов виноваты отечественные поп-короли, занявшие свой трон с момента распада СССР.
Понятно, что для американцев песни на русском языке звучат дико и нескладно. Примерно как для русского слуха – немецкий язык, но группу Rammstein, например, это не очень остановило, чтобы стать культовой мировой группой. Впрочем, как и многих других известных западных артистов, не поющих на английском.
Мы гордимся тем, что Т.А.Т.У. были популярны в Америке, но эта “гордость” скорее успокаивает и стопорит нас в развитии, мол, “фух, хоть разочек, но МЫ были тама”, нежели даёт толчок переплюнуть их успех.
Многие ругают современную эстраду за отсутствие морали в текстах, однообразие музыки, плагиат и другие грехи. Но разве только артисты виноваты в таком положении дел? Разве не слушатели кормят артистов своим вниманием?
Когда я слышу ужасную песню, и вижу при этом полный зал людей, то у меня вопросы не к артисту или его продюсеру, которые поняли как поднять бабла (ц). У меня возникает вопрос к публике, которой нравится философия песен Ольги Бузовой и Ко.
Российские музыкальные продюсеры хотят делать хорошо (и делают, поверьте мне), но продвинуть качественный материал в потоке рафинированных и одинаковых песен – крайне сложно и дорого. Люди не привыкли к чему-то смелому, к экспериментам в музыке, к песням, где нужно и можно подумать.
Проще скопировать чужую песню, адаптировать для российского слушателя – и привет, чарты (принцип работы блэк стар).
Но помимо сложности продвижения, есть же артисты, которые не готовы экспериментировать. Вернее, они готовы, но не хотят слушать неких “саунд-продюсеров”, у которых есть только амбиции и несколько аранжировок, но нет опыта работы с известными артистами, Грэмми или тарелки МУЗ-ТВ.
При этом такие артисты или их “инвесторы” хотят недорогого продюсера, но с наградами – а так не бывает.
Есть либо недорогие – с минимум опыта и без наград, но голодные, либо дорогие, с сомнительной репутацией и с несколькими граммофонами и “тарелками”.
Такой вот замкнутый круг как в шутке:
«необходимый опыт для работы у нас – 3 года. НО: без опыта не берём»
И как, спрашивается в задаче, получить опыт, если без него не берут?
Тоже самое и с саунд-продюсированием: артисты хотят грэмми-хуэми, сладкой жизни, чтобы MTV приходили к ним домой и снимали их коллекцию кроссовок, но работать для этого не хотят.
Не хотят рисковать, потому что нужно побольше денег получить, попав в ТОПы музыкальных магазинов (естественное желание) и в ротацию Русского радио, но помимо денег есть непреодолимое желание славы и нескончаемого ощущения успешного успеха – отсюда и проблема.
Сперва надо самому усердно потрудиться: собрать команду и уметь в ней работать, довериться ей, объяснять, что Ты хочешь услышать, уметь ждать, работать над одной песней по 6 и более месяцев. Заниматься сценой движения, вокалом, оттачивать стиль и многое другое.
Мир не удивить очередной клонированной песней. Мир можно удивить только усердной работой до седьмого пота и тогда, возможно, у артиста появится шанс “выстрелить” перед миллионом людей, но после этого придётся работать ещё усерднее – чтобы удержаться и не потерять аудиторию.
Примеры песен, приведённые в этой статье, хорошо иллюстрируют кропотливую работу огромной команды, серьёзные инвестиции лейблов, которые вкладывают в эксперименты группы, давая музыкантам возможность арендовать самую дорогую студию в мире (Abbey Road), приглашать лучших саунд-продюсеров и искать новый звук для альбома.
А у нас артисты думают, что обладая голосом, им не нужен педагог по вокалу. Что раз руки у них двигаются, и мордашка симпатичная (так им пишут в директ), то заниматься своим стилем и танцами не надо.
Хотя, стоит отметить, что и не многие саунд-продюсеры понимают важность большой и долгой подготовки артиста, но об этом уже не в этой статье
Пока артист не доверится саунд-продюсеру, а саунд-продюсер не научится отстаивать свою точку зрения перед артистом, российская музыка будет оставаться на уровне рифм про фай-вай-фай, медузу и друзей.
хотя, суть написанного мною выше, уже давно показали в кино»
Полезности
1. Документальный мини-сериал о саунд-продюсерах «Студия звукозаписи»
2. Живая и интересная группа в ВКонтакте, посвящённая Рику Рубину с описанием его работ.
креативный директор Resonant Arts Дмитрий Бабак