Другие записи

История доходного дома князя Щербатова

Доходный дом С. А. Щербатова выполнен в стилистике неоклассицизма, построен в 1911-1913 годах по проекту А. О. Таманяна. Авторы декоративного оформления дома – лучшие скульпторы того времени – А. А. Кудинов, В. В. Кузнецов, И. И. Нивинской.

Этот дом историки архитектуры считают уникальным: он сочетает функцию доходного дома начала ХХ века (имитирующего старинную усадьбу) и дворянского особняка, существенно увеличенного в размерах. На красную линию улицы выходят фасады двух трёхэтажных флигелей, соединённых с центральным корпусом.

Квартиры, которые сдавались в наём, были баснословно дорогими, один месяц аренды обходился в тысячу рублей, особенно огромной эта сумма кажется, если отметить, что в те времена дворник получал восемнадцать рублей в месяц, а одной из наивысших заработных плат считалась зарплата полковника – триста пятьдесят рублей в месяц.

Надо отметить, что квартиры в особняке были очень удобными (они существуют и по сей день). Верхние этажи главного дома выделяются изяществом ампирной отделки – пышной колоннадой коринфского ордера, лепниной, красивыми балконами. Лепные рельефы с античными сюжетами украшают и дворовые фасады боковых флигелей. У входа стояли каменные львы, которые не сохранились также, как и нижние барельефы, но они видны на старом фото.

Заборчик перед домом украшали подлинные, «изысканного рисунка», железные фонари Московского университета, стоявшие в день его открытия на парадной лестнице и потом отданные «на слом». Их тоже можно увидеть только на старом фото. Всю отделку фасадов выполнял Е. Е. Лансере. В доме присутствовало отдельное крыльцо, отдельная передняя с пестрым ковром, мраморными вазами и зеркалами. Во время проведения вечеров и приёмов в вазах стояли красные азалии. Гостями Дома Щербатова были князья Апраксины, Голицыны, дипломаты, генерал-губернаторы, писатели, композиторы, Ф. И. Шаляпин и другие оперные певцы, С. П. Дягилев и друзья-художники из Петербурга.

Студия Resonant Arts на Большом Афанасьевском переулке, 36

Доходный дом С. А. Щербатова, гостиная

Бывали здесь В. И. Суриков, И. С. Остроухов, В. А. Серов, блистательные актёры – К. С. Станиславский, В. Л. Лужский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер (жена А. П. Чехова).

Творческий дух обитает в стенах Доходного дома С. А. Щербатова и по сей день. На четвёртом этаже особняка с 2012 года располагается штаб-квартира медиа лаборатории Resonant Arts.

Здесь люди, вдохновившиеся атмосферой, которой буквально пропитан каждый уголок студии, продолжают творить. И сегодня, ровно как сто лет назад, известные артисты посещают Дом Щербатова и продолжают создавать шедевры искусства в Resonant Arts. Мы с большим уважением относимся к тому месту, где работаем и творим вместе с артистами. Нам захотелось прикоснуться к духу истории этого здания, к тем самым резонантам, которые задали творческий тон атмосфере Доходного дома С. А. Щербатова. Именно поэтому мы подняли много источников, отыскали забытые временем факты, приобрели экземпляры прижизненного издания книги С. А. Щербатова «Художник в ушедшей России». При входе в медиа лабораторию Resonant Arts можно увидеть портрет самого князя, который мы заказали у современного талантливого художника – Алексея Курбатова. А по периметру нашу студию украшают портреты Княгини Щербатовой, написанные Суриковым и Серовым (в настоящее время картины представлены в Третьяковской галерее).

Студия Resonant Arts на Большом Афанасьевском переулке, 36

С. А. Щербатов, рисунок А. Курбатова

Князь Сергей Александрович Щербатов (1875 – 1962)

Князь Сергей Александрович Щербатов, чей портрет можно наблюдать при входе в студию Resonant Arts, – последний наследник старейшего княжеского рода Щербатовых, потомков первого русского князя – Рюрика. Близкий друг таких выдающихся личностей 19-го и 20-го века, как В. И. Сурикова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, Савва Мамонтова, Фёдор Шаляпина, Константин Станиславского, Пастернака старшего. В «Общем гербовнике» есть герб этого рода. На нём по центру изображён одноглавый орёл, держащий в руках золотой крест. А шапка и мантия, покрывающие щит, являются символами княжеской принадлежности.

Студия Resonant Arts на Большом Афанасьевском переулке, 36

Герб рода Щербатовых

С. А. Щербатов родился в 1875 году в семье интеллигентов: отец его – А. А. Щербатов – был первым выборным московским городским головой, а мать – наследницей потомственного дворянина и русского историка П. А. Муханова. Родители дали сыну достойное по тем временам образование: С. А. Щербатов окончил Поливановскую гимназию в Москве и историко-филологический факультет Московского университета.

С раннего детства Сергей Щербатов начал проявлять интерес к изящным искусствам. Отец, несмотря на своё открытое недовольство пристрастиями единственного наследника, нанял мальчику дорогих учителей. Уроки рисования преподавал Леонид Пастернак (отец Бориса Пастернака, автора «Доктора Живаго»), живописи — у Сергей Коровин (художник картины «К Троице»). После окончания университета отец субсидировал Сергею Щербатову годичную стажировку в Мюнхене, который был предпочтён Парижу по совету Пастернака: «Там умеют рисовать, а это главное, это фундамент».

Во время учёбы Сергей Александрович Щербатов знакомится с живописцем И. Э. Грабарём. Он становится для юноши проводником в мир искусства, и вдохновлённый Щербатов начинает писать картины, натюрморты, портреты и пейзажи. Но, несмотря на всю любовь к живописи и учёбу у гениев своего времени, Щербатов так и не становится профессиональным художником. Для этого юному князю не хватает упорства и трудолюбия, да и выбранный им путь построения жизни, скорее, соответствует принципу «жизни с искусством», чем «жизни искусством».

С 1901 по 1903 год С. А. Щербатов живёт в Петербурге и открывает салон «Современное искусство». Это место становится воплощением мечты юного художника и мецената – создать центр искусства, который оказывал бы мощное влияние на периферию. В этом салоне Щербатов выставляет на продажу картины, мебель, скульптуры и проводит многочисленные выставки. Потерпев финансовую неудачу этого проекта, князь возвращается в Москву.

1913 год стал значимой вехой в жизни С. А. Щербатова. На средства от продажи огромного 20000-гектарного южного поместья был построен особняк на Новинском бульваре. При выборе архитектора будущего здания Щербатов искал человека, неискушённого видами Европы. Князь, как и любой крупный землевладелец, хотел, чтобы его особняк был уникальным сооружением, а не копией западных зодчих. Взгляд пал на А. О. Таманяна, молодого архитектора, который даже не был в Европе (по генеральному плану которого позже был отстроен Ереван).

Студия Resonant Arts на Большом Афанасьевском переулке, 36

Александр Таманян с князем С. А. Щербатовым, карикатура 1911 года.

В результате идея была успешно воплощена, и Дом Щербатова удостоился звания лучшего дома Москвы 1913 года. Он стал первым пентхаусом в России.

Особняк выделялся своей богатой отделкой, красивой лепниной и планировочным многообразием комнат. Сам Князь занимал два верхних этажа особняка. Покои князя выходили окнами на парадный уличный двор. Со своего балкона по утрам он мог наблюдать видневшиеся вдали стены Кремля. Среди помещений особенно красивыми были мраморная лестница, гобеленная, большая гостиная, две библиотеки и портретная. Изначально Щербатов хотел сделать из особняка альтернативу Третьяковской галереи. Планировалось разместить все художественные собрания во флигелях и устраивать выставки. Часть особняка действительно превратилась в музей: многочисленные коллекции князя включали в себя живопись, иконопись, графику, скульптуру, фарфор, мебель, предметы интерьера, автографы С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева.

Особую ценность имела портретная галерея, представлявшая собой род Щербатовых с Петровских и царских времен в произведениях западно-европейских и отечественных мастеров. Художественные сокровища размещались во всех помещениях особняка, начиная с прихожей. Их было так много, и они различались таким разнообразием, что гости каждый раз находили для себя что-нибудь новое. Еще одной особенностью особняка Сергея Александровича Щербатова были вольеры для птиц. Князь с детства любил пернатых и во всех своих квартирах содержал клетки с птицам.

Женился С. А. Щербатов на внучке своего крепостного крестьянина Пелагее, которая обладала необычайной красотой.

Студия Resonant Arts на Большом Афанасьевском переулке, 36

В. И. Суриков, портрет княгини П. И. Щербатовой

Несмотря на неравенство происхождения, это был счастливый брак. По воспоминаниям А. Н. Бенуа, Щербатовы были «вполне согласные супруги, особенно по душе». Превратившись из Пелагеи в Полину, бывшая крестьянка вполне органично вписалась в аристократическую среду. Она разделяла увлечения мужа, занималась благотворительностью, устраивала в Москве приюты, во время первой мировой войны открыла лазареты для офицеров и нижних чинов. Душевные качества «необычайно милой княгини» располагали к ней современников.

Когда Щербатовы в 20-х годах XX-го века оказались в Париже, супруга стала кормилицей семьи. Полина, теперь уже княгиня Щербатова, как оказалось, обладала даром прорицателя, и к ней съезжался весь свет Парижа. Этих вырученных денег хватало на вполне обеспеченную жизнь в Париже.

После смерти В. А. Серова, Щербатов занял его место в совете Третьяковской Галереи, пытаясь направить её деятельность по вектору собирательства произведений новейшего искусства. Но вскоре, из-за разногласий с Грабарём – своим первым учителем по рисованию, занимавшим тогда должность попечителя – вынужден был покинуть совет. После этого конфликта князь работал в Совете по делам искусств и Союзе деятелей музеев. В Resonant Arts можно найти реплику оригинала заявления С. А. Щербатова в Московскую городскую думу о выходе из совета.

С. А. Щербатов хотел завещать особняк на Новинском бульваре в дар Москве, но его планам не суждено было сбыться из-за его эмиграции в 1919 году, поводом которой послужила революция. Князь был вынужден уехать из страны. В эмиграции С. А. Щербатов вернулся к живописи и создал большинство своих картин. При этом, он вёл активную общественную жизнь. Например, в 1925 году князь стал членом-основателем общества «Икона», которое было создано с целью распространения знаний о русской иконе. А в 1933 году вошёл в художественную секцию при Союзе деятелей русского искусства во Франции. Князь проявлял интерес и к издательской деятельности: публиковал художественную критику в газете «Возрождение», печатался в журналах «Современные записки» и «Иллюстрированная Россия», входил в Союз объединенных монархистов. Именно во время эмиграции Щербатов написал мемуары под названием «Художник в ушедшей России» (один экземпляр этой книги можно увидеть при входе в студию (на парадной лестнице), а второй – прижизненное издание-оригинал – мы бережно храним в своих тайниках).

В 1953 году Щербатов переезжает в Рим, где остаётся жить до конца своих дней. Там он проводит персональную выставку и пишет статьи о русских художниках для журнала «Возрождение».

Судьба Щербатовского дома сложилась не тем путём, о котором мечтал его создатель: в 1920-е годы «дворец-музей» на Новинском бульваре был передан под жилье работникам Трехгорной мануфактуры, вследствие чего утратил большую часть своей художественной отделки. Часть коллекции была передана различным музеям, часть продана за границу, а часть была разграблена во время революции.

С осени 1912 по 1914 в одной из квартир Доходного дома Щербатова жил граф А. Н. Толстой (автор романов «Хождение по мукам», «Пётр I», рассказов «Гадюка», сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и других известных произведений).

Родители С.А. Щербатова

Александр Алексеевич Щербатов (1829 – 1902) и Мария Павловна Муханова (1836 – 1892)

Родители С. А. Щербатова являются представителями знатных родов. Вслед за примером своих родителей, которые были активными городскими деятелями, Александр избирается московским городским головой и берётся за благоустройство Москвы.

За свою жизнь А. А. Щербатов:

  • Модернизировал и провёл по всей Москве водопровод;
  • Осветил улицы Москвы газовыми фонарями;
  • Построил на собственные деньги 2-ю градскую больницу (сегодня – 1-я Градская больница имени Пирогова);
  • Стал первым человеком в истории города, удостоившимся звания «Почётный гражданин Москвы»;
  • Стал первым избранным (а не назначенным императором) городским головой (мэром).

Студия Resonant Arts на Большом Афанасьевском переулке, 36

Князь А. А. Щербатов

На службе в Городской Думе, А. А. Щербатов продолжал строительство детских больниц, приютов и богаделен для бедных. В 1893 году получил звание действительного статского советника (в середине XIX века чин статского советника относился к 1-й группе чиновников (с 1-го по 5-й класс), объединявших представителей высшей номенклатуры и определявших курс политики государства. Носители данного чина имели особые привилегии и высокие должностные оклады. Князь написал книгу «На службе Москве и Отечеству», экземпляр которой хранится в Resonant Arts. Жена Алексея Щербатова, Мария Павловна (по батюшке – Муханова), дочь потомственного дворянина Павла Муханова, русского историка и археографа.

Студия Resonant Arts на Большом Афанасьевском переулке, 36

М. П. Муханова с дочерьми

Мария Павловна, будучи умной женщиной, прекрасно понимала мужа и соответствовала его характеру. Вместе с ним она занималась благотворительностью и более тридцати лет состояла попечительницей Пресненского отделения дамского попечительства о бедных.

По словам современника Б. Н. Чичерина: «Смолоду блиставшая обаятельной грацией и красотою, Княгиня Щербатова сохраняла и в зрелых летах всю живость необыкновенно восприимчивого и тонкого ума, искавшего постоянной пищи в разнообразном чтении, что было редкостью не только между дамами, но и между мужчинами. Одарённая горячим сердцем и пылким воображением, она равно могла быть центром оживлённого салонного разговора и соединить вокруг себя тесный приятельский кружок. Детей своих, она вкупе с мужем, воспитала в таком высоком нравственном строе, стараясь возбудить в них умственные интересы и живое участие ко всему доброму, что любо было смотреть на их семейную жизнь».

Бабушка и дедушка С.А. Щербатова по отцовской линии

Алексей Григорьевич Щербатов (1776 – 1848) и Софья Степановна Щербатова (1798 – 1885)

Алексей Григорьевич Щербатов родился в 1776 году и уже с шести лет был определён в гвардию. Большая часть сознательной жизни князя была посвящена службе Родине.

А. Г. Щербатов прославился тем, что:

  • Разгромил Наполеоновские войска при Березине;
  • Перенёс все загрязняющие заводы за пределы города;
  • Ликвидировал детский труд в ночное время (с 12 ночи до 6 утра).

Софья Степановна Щербатова (урождённая Апраксина) принадлежала к кругу самой родовитой знати. Её отец водил дружбу с Жуковским, Пушкиным, Вяземским, Тютчевым, Тургеневым, Гоголем, которых можно было часто встретить на балах у семьи Апраксиных. На память великие представители того времени оставляли дочке Софье свои автографы, которые она бережно хранила в своём альбоме.

В 1817 же году юная графиня выходит замуж за князя Алексея Григорьевича Щербатова, который старше невесты на 22 года. Свадьбу они сыграли в доме отца, а затем поселились в Москве на Тверском бульваре.

Студия Resonant Arts на Большом Афанасьевском переулке, 36

Портрет С.С. Щербатовой, сделанный О. А. Кипренским в 1819

С. С. Щербатова активно занималась благотворительностью. Она имела непосредственное отношение к созданию таких учреждений, как «Дамское попечительство о бедных», Община сестер милосердия, Московское управление Общества попечителей о раненых и больных военных, приют во имя св. Марии Магдалины и Комиссаровское Техническое Училище.

Оставшись вдовой, Софья Степановна покупает усадьбу на Садово-Кудринской улице. Позже старинная мебель из черного дерева с позолотой переедет на Новинский бульвар. Усадьба Щербатовой более тридцати лет являлась центром всей Москвы. Там долго сохранялись все старые московские традиции, описанные Толстым в «Войне и мире». Софья Степановна была деятельным и энергичным человеком, готовым помочь страждущим даже в последние годы своей жизни. Княгиня регулярно принимала убогих посетительниц в доме Барыковской богадельни, расспрашивала их о нуждах и помогала личными средствами.

После смерти Софьи Щербатовой, в 1885 году, её сын – московский городской голова князь А.А. Щербатов – передал владение в дар городу для размещения детской больницы.

Сейчас это детская городская клиническая больница No 13 имени Н.Ф. Филатова.

Дед С.А. Щербатова по материнской линии Павел Александрович Муханов (1797 – 1871)

Павел Александрович Муханов – русский историк и археограф дворянского происхождения. Перед тем как оставить военную службу, П. А. Муханов успел принять участие в войнах с Польшей и Турцией. А после отставки представитель дворянского рода погрузился в сельское хозяйство и напечатал множество книг по данной тематике.

За свою жизнь Муханов успел стать вицепрезидентом Совета народного просвещения и членом Государственного совета, а в 1869 году – председателем Императорской Археологической комиссии. Историк свободно владел пятью языками и общался с Вяземским, Жуковским, Баратынским, Мицкевичем, Аксаковым, Погодиным и Хомяковым. Павел Александрович Муханов состоял в приятельских отношениях и с А. С. Пушкиным. При его активном участии, удалось уберечь Александра Сергеевича от дуэли с В. Д. Соломирским.

Прадед и прабабка С.А. Щербатова (Апраксины-Голицыны)

Степан Степанович Апраксин (1757 – 1827) и Екатерина Владимировна Голицына (1770 – 1854)

Степан Степанович Апраксин родился в Риге 13 июля 1757 года. Мальчик воспитывался в доме своей сестры, так как в раннем возрасте остался сиротой. Степан приходился крестником самой императрице и с самого младенчества был уже записан прапорщиком в лейб-гвардии Семёновского полка. Апраксин прошёл путь от прапорщика до флигель-адъютанта, и был переведён полковником в Киевский пехотный полк, с которым участвовал в крымских походах против турок. За многочисленные военные успехи Степан Апраксин был награждён целым рядом орденов. В противовес армейским боевым чертам, присущим человеку, добившемуся больших побед на военном поприще, Апраксин обладал широкой и открытой душой. Примером этому может служить бал, данный 7 января 1818 года, по случаю пребывания царского двора в Москве. Количество гостей доходило до 1000 человек.

Драматург С. П. Жихарев очень лестно отзывался о доме Апраксина:
«Богат-пребогат, фамилия не только знатная, но и заслуженная, дом как полная чаша; своя музыка, свой театр, свои актеры, любит жить на большую ногу, приветлив и радушен — гуляй, Москва!».

Екатерина Владимировна Апраксина – старшая дочь князя Владимира Голицына. В юном возрасте была представлена ко двору Екатерины II и пожалована во фрейлины. В 1793 году Екатерина Голицына счастливо вышла замуж за С. С. Апраксина.

Студия Resonant Arts на Большом Афанасьевском переулке, 36

Е. В. Апраксина

Вся чиновная и родовитая Москва стремилась попасть на их роскошные вечера, балы и спектакли. В их театре ставились пьесы французских авторов — Мольера, Бомарше, Реньяра, а на сцене выступал великий актёр Малого театра П. С. Мочалов. В 1816 году Е. В. Апраксина была избрана почётным членом Санкт- Петербургского филармонического общества. Частым гостем Апраксиных был П. А. Вяземский и другие известные литераторы и любители искусства.

Далёкие родственники С.А. Щербатова (прапрадед и прапрабабка)

Владимир Борисович Голицын (1731 – 1799) и Наталья Чернышёва («Усатая Княгиня») (1741 – 1837)

Князь Владимир Борисович Голицын – представитель московской ветви рода Голицыных. Его отец был адмиралом, а мать приходилась племянницей князю Долгорукому.

Голицын был дипломатом и военным. Принимал участие во многих войнах и сражениях. По отзывам современников, это «был очень простоватый человек, с большим состоянием, которое от дурного управления было запутано и приносило плохой доход». Проблема с управлением вскоре была решена: князь женился на графине Наталии Петровне Чернышёвой, которая взяла бразды правления в свои руки, и приумножила всё состояние, нажитое мужем. В 1783 семья Голицыных переехала во Францию, они много путешествовали и отдали детей на воспитание в Парижскую военную школу. В Московском доме Голицыных находили пристанище «белые» эмигранты из революционной Франции.

Наталия Голицына родилась в семье графа Чернышёва, который в то время являлся одним из самых богатых людей России. Поговаривали, что его дед служил денщиком у Петра I, благодаря чему был в фаворе. Наталия получила очень хорошее образование в Англии и владела четырьмя языками.

Студия Resonant Arts на Большом Афанасьевском переулке, 36

«Усатая Княгиня» Н. П. Голицына

Какое-то время проживала во Франции, показывала себя с положительной стороны на балах в Версале. Многие желали её руки и сердца. Когда же девушке исполнился двадцать один год, вся семья вернулась в Россию.

Отец её стал сенатором, а сама Наталия – фрейлиной при дворе Екатерины II, где добилась особого положения. Наталия умела мастерски стрелять из лука и метать дротики из движущейся колесницы – в то время для девушек это было очень почётно – и даже заняла первое место в турнире, за что императрица лично вручила ей в награду бриллиантовое украшение. Знаменательно и то, что императрица также лично присутствовала и на свадьбе Голицыной.

Наталия была очень влиятельной персоной, даже дворяне, получившие офицерский чин, вначале должны были быть представлены ей, а только потом – своему непосредственному начальству. А барышням требовалось её благословение для возможности посещать балы.

С возрастом же Голицына стала довольно скупой, ассортимент угощений на её балах поскуднел. Известен факт, что героиню «Пиковой дамы» Пушкин писал именно с Наталии Голицыной, так как дружил с её внучатым племянником.

Гении ХIX – ХХ веков, оставившие свой след в судьбе Доходного дома С.А. Щербатова Александр Оганесович Таманян (1878 – 1936)

Александр Таманян – академик, главный архитектор республики Армения, чьи произведения стали памятниками зодчества, а творчество заложило основы новой армянской архитектурной школы, получившей название «Таманянская школа». Первой работой, которая принесла ему успех и признание, была реконструкция Армянской церкви на Невском проспекте в Петербурге.

Студия Resonant Arts на Большом Афанасьевском переулке, 36

А. О. Таманян с женой Камиллой Эдвардс

С 1910 по 1913 год Таманян реализовывал свой проект по постройке Доходного дома С.А. Щербатова. За это сооружение на конкурсе «Красивые фасады» Городской управой ему присудили первую премию – золотую медаль.

В возрасте тридцати шести лет, удостаивается звания академика. В 1916 году – член технического комитета при Императорском дворе, руководитель реставраций архитектурных памятников, в 1917-м – председатель Совета Академии художеств на правах вице-президента и Председатель Совета по делам искусств.

С 1919 года – главный архитектор республики Армения. Там Александр Таманян руководит вопросами организации строительства, проводит исследования нужд населения и разрабатывает программы реконструкций.

Архитектор разрабатывает генеральный план Еревана и получает признание за архитектуру первой Ереванской гидроэлектростанции, Дом правительства Армянской ССР и Театра оперы и балета.

Сохранилось письмо князя Щербатова Александру Таманяну, в котором тот поздравляет архитектора с победой в конкурсе лучших фасадов города: Дорогой Александр Иванович! Как я счастлив, что Ваш труд получил большую оценку Москвы! Независимо от какого-либо чувства собственности нахожу Ваш дом самым красивым зданием новой Москвы. С. Щербатов.

Валентин Александрович Серов (1865 – 1911)

Валентин Серов – русский художник, портретист, график. Писал портреты и пейзажи, рисовал иллюстрации и выпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись и состоял в совете Третьяковской галереи. «Девочка с персиками» – одна из самых известных работ художника.

Героиня картины – 12-летняя Вера Мамонтова, дочь крупнейшего мецената того времени – Саввы Мамонтова, портрет которой Серов написал в благодарность Савве за его помощь многим деятелям искусств (Мамонтов, как и Щербатов, всю жизнь помогал художникам, и даже построил для них отдельный флигель в Абрамцево, снабжал их холстами и красками, где многие художники могли спокойно рисовать. Меценат занимался благотворительностью от чистого сердца, восхищаясь дарованиями художников того времени и не требуя ничего взамен. Многие художники того времени получили известность именно благодаря Мамонтову. После разорения благотворителя, все художники, которым он помогал, в последствии смогли финансово помогать Мамонтову в знак благодарности и доброй памяти о его помощи.

В последние дни своей жизни Серов занимался портретом княгини П. И. Щербатовой, но успел выполнить только рисунок на большом холсте. Отзывался он об этой работе следующим образом:
«Пишу в настоящее время княгиню Щербатову, портрет коей должен быть не хуже Орловой — такова воля заказчиков, — да!» Такие эмоции художника вполне объяснимы, так как именно портрет Орловой считается лучшей его работой.

Студия Resonant Arts на Большом Афанасьевском переулке, 36

В.А. Серов, портрет П.И. Щербатовой

Портрет П. И. Щербатовой — последняя картина Валентина Серова. Инициатива создания этого портрета принадлежала князю Щербатову, пожелавшему иметь у себя портрет супруги кисти знаменитейшего современника. Как известно, Серов со своими моделями был суров и категоричен, но познакомившись с Полиной Ивановной ближе, он с удивлением отметил: «А с вами можно разговаривать, а я думал, что с княгинями можно только говорить о шляпках...» Как бы выглядел этот портрет в законченном виде – остаётся только воображать, ведь в назначенное время очередного сеанса для позирования Полина Ивановна надела свое платье и ждала прихода как всегда пунктуального Серова, но вместо этого раздался звонок телефона. Из трубки напуганным голосом Антон сообщил:
«У телефона сын Серова. Валентин Александрович очень извиняется, что быть не может, но ... он умер».

Когда Щербатов узнал о смерти художника, он велел преподнести это произведение в дар Третьяковской Галерее.

Василий Иванович Суриков (1848 – 1916)

В. И. Суриков – великий русский художник, прадед Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского, известный миру своими картинами «Боярыня Морозова» и «Покорение Сибири Ермаком». И этот гений своего времени имеет непосредственное отношение к семье Щербатовых. Василий Иванович написал портрет жены князя, Полины Ивановны, не оставившей после себя ни одной фотографии. История написания портрета хорошо известна благодаря воспоминаниям заказчика, Сергея Александровича Щербатова. Василий Иванович Суриков был для князя «предметом истинного поклонения».

Ему импонировала личность художника-сибиряка, обладавшего «чудным здоровьем и крепкими нервами, ...человек он был жизни, а не книги», как писал сам С. А. Щербатов в своей автобиографии.

Но не всегда понимали друг друга князь и казак. Рассказывали, что устроил как-то Щербатов званый вечер, где мужчины должны были быть во фраках. Был приглашен и Суриков, который посчитал неуместным для себя этот парадный вид одежды. Он купил в магазине фрачную пару, вложил в коробку с покупкой свою визитную карточку и отправил в роскошный дом на Новинском бульваре. Вместо себя.

Несмотря на подобные жизненные казусы, во время написания портрета Полины Ивановны, Суриков и Щербатовы особенно близко подружились. В своих мемуарах «Художник в ушедшей России» князь вспоминал:
«Когда жена была больна и лежала в постели, он, как свой человек, сидел часами в спальне у ее кровати, уютно распивая чай, и нельзя было не заслушаться его живых, картинных рассказов. Портретом он увлекался, как юноша, метался то назад, то вперед пред мольбертом, волновался, нервничал...

Я попросил его из моей жены сделать персонажа из толпы «Боярыни Морозовой», русскую бабу типа той, что, опустив голову, стоит у саней. Воля Мекк дал для этой цели чудный нежно-бирюзового цвета большой платок, вывезенный им из Индии, а я просил жену одеть довольно грубую шерстяную кофту с прошивками.

Портрет был неудачен по сходству, но что-то очень мне дорогое, «суриковское», в нём было – в духовном выражении глаз, в русском чувстве, в него вложенном...»

Суриков не считал себя портретистом, писал портреты лишь в тех случаях, когда модель была ему интересна, как в случае с П. И. Щербатовой. «Уж очень она у вас русская, и красота русская – вот бы написать её», – говорил он Князю. Художник словно бы вводил её в ряд своих исторических персонажей.

Фёдор Иванович Шаляпин (1873 – 1938)

Усадьба Ф. И. Шаляпина, великого русского оперного певца, находилась по соседству с Доходным домом С. А. Щербатова. Артиста часто можно было видеть на званых вечерах у князя.

Известны случаи, когда от широты и силы диапазона голоса Шаляпина лопались хрустальные стаканы.

В своих мемуарах «Художник в ушедшей России» С. А. Щербатов один забавный случай с артистом: «Шаляпин, мною из другой комнаты не замеченный, появился в горохового цвета пиджаке и, увидев очень нарядное общество и фраки (я сознательно не считал нужным выдерживать вечер в богемном тоне), стремительно бросился бежать. Через некоторое время записка: “Простите, дорогой, увидал фраки и в мизерном пиджаке сконфуженно сбежал. Не гневайтесь, жалею, но переодеваться не решаюсь. Ваш Фёдор Шаляпин».

 

 

Тэги: спец.проект

1 час записи в студии бесплатно!

* Необходимо ваше согласие на обработку данных

или позвоните по телефону:

+7 (499) 450-65-22

WhatsApp Telegram